СИМПТОМ
Ребенок не может научиться читать, писать, считать
— за этим может скрываться симптом нарушений развития.

Причины и что делать?

Если ваш ребенок не может научиться читать, писать или считать, несмотря на возраст и регулярные занятия, это может быть поводом для обращения к специалистам. Задержка в освоении этих важных навыков может быть связана с различными факторами, включая неврологические и психологические особенности развития. Важно не откладывать помощь, чтобы не создать дополнительные трудности в будущем.

Мы в Реацентре Казанский предлагаем комплексную реабилитацию, с акцентом на микротоковую рефлексотерапию, которая помогает активировать нейропластичность мозга и стимулировать процессы обучения. Давайте разберемся, почему ребенку трудно освоить чтение, письмо и счет, а также какие шаги можно предпринять для коррекции.

Возрастные нормы

Развитие навыков чтения, письма и счета имеет свои возрастные ориентиры. Вот основные нормы, которые помогут вам понять, как должны развиваться эти навыки у вашего ребенка.

Возраст Навыки чтения, письма и счета
3 года Малыш должен понимать простые инструкции и уметь узнавать свои имя и фамилию. Освещается фонематический слух (например, различие звуков).
4 года Ребенок может начать узнавать буквы, звуки и цифры, строить простые фразы и предсказывать события по картинкам.
5 лет Ребенок может научиться писать свое имя, узнавать буквы, составлять слова и считать до 10. Начинаются простые арифметические операции.
6 лет Ребенок может читать простые слова и фразы, писать с помощью образцов, понимает простые математические операции (сложение и вычитание).
7 лет Малыш должен уметь читать простые тексты, писать грамматически правильные предложения, проводить арифметические операции в пределах 10.
8–9 лет Чтение и письмо становится уверенным, ребенок выполняет более сложные математические задачи, использует знаки препинания, понимает концепцию абстракции (например, «больше» или «меньше»).

Если к 7 годам ребенок не может научиться читать и не проявляет интереса к письму и счету — это повод обратиться к специалисту.

Почему ребенок не может научиться читать, писать и считать?

Неврологические причины

Дислексия и дисграфия

  • Это расстройства, которые затрудняют обучение чтению и письму. Дислексия влияет на восприятие звуков и букв, а дисграфия — на способность писать, формировать правильные буквы и следить за структурой текста.
  • Оба расстройства часто встречаются у детей с нарушениями когнитивных функций и требуют специальных методов коррекции.

Диспраксия

  • Нарушение координации движений (в том числе мелкой моторики), что затрудняет процесс письма, рисования, а также счетных операций.
  • Ребенок может не научиться писать правильно из-за трудностей в координации рук, а также испытывать проблемы при письме по образцу.

Гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ)

  • Дети с СДВГ имеют проблемы с концентрацией внимания, что затрудняет усвоение новых знаний и навыков. Они могут легко отвлекаться, забывать инструкции и не завершать начатое.

Нарушения памяти и восприятия

  • Проблемы с краткосрочной памятью и восприятием информации могут мешать ребенку научиться читать, так как он не может запомнить или понять связи между буквами, звуками и словами. Это также касается математических операций: трудности с запоминанием чисел и операций могут затруднить освоение счета.

Нарушения слуха или зрения

  • Даже легкие проблемы с восприятием звуков или изображения могут существенно затруднить освоение навыков чтения, письма и счета. Недообучение может происходить даже на фоне хорошего слуха и зрения, если ребенку сложно воспринять, например, шумы или мелкие детали.

Неврологические заболевания (например, последствия гипоксии или травм)

  • Такие нарушения могут влиять на нейропластичность мозга и способности к обучению в раннем возрасте.

Психологические причины

Низкая мотивация

  • Ребенок может не заинтересоваться учебой, если ему неинтересны занятия или он не получает эмоциональной поддержки. Часто это встречается у детей, которых родители перегружают или не предлагают разнообразные методы обучения.

Нарушения социализации

  • Дети, которые не взаимодействуют с окружающими, часто затрудняются в общении и освоении навыков. Педагогическая запущенность, когда ребенок не имеет возможности нормально общаться и развивать когнитивные функции, может затруднить усвоение школьных знаний.

Когда стоит обратиться к специалисту?

  • Если ребенок не может научиться читать, писать или считать в соответствующем возрасте.
  • Если ребенок избегает учебных заданий: не интересуется буквообразованием, не может собирать простые слова, испытывает трудности при решении простых задач.
  • Если ребенок не может запомнить буквенные сочетания, не выстраивает логические связи между цифрами и понятиями.
  • Если наблюдаются проблемы с вниманием и концентрацией (например, гиперактивность).

Если вы замечаете, что у ребенка есть проблемы с восприятием и обучением, важно обратиться к специалистам для диагностики.

Что будет, если не обращать внимания на трудности с чтением, письмом и счётом

Родители часто надеются, что всё "наладится само собой" — ребёнок подрастёт, соберётся, начнёт стараться. 

Но если трудности сохраняются и мешают ребёнку учиться, чаще всего причина не в лени, а в особенностях развития. И если с ними не работать — проблема закрепляется и становится глубже.

Вот с чем можно столкнуться, если не начать помогать вовремя:

  • Ребёнок начинает отставать от программы и теряет интерес к учёбе
  • Снижается уверенность в себе: он чувствует, что "глупее других", что у него "не получается"
  • Возникают сложности в общении со сверстниками
  • Поведение становится замкнутым или, наоборот, протестным
  • Формируются устойчивые трудности, которые сложнее поддаются коррекции в будущем

Но хорошая новость в том, что ситуация может измениться. Даже если ребёнку сейчас трудно, с правильно подобранной помощью он может научиться читать, писать и считать — в своём темпе, но уверенно.

Заболевания и состояния, на которые стоит обратить внимание

С чего начать?

Первое, что важно сделать — начать с простого разговора с профессионалами, которые умеют работать с такими детьми.


В Реацентре Казанский мы не пугаем родителей и не спешим с выводами. Мы разговариваем, наблюдаем, подмечаем нюансы. И главное — мы вместе с вами строим маршрут: что делать, чтобы помочь ребёнку начать контактировать, реагировать, общаться.


Как мы помогаем в «Реацентре Казанский»

В Реацентре Казанский мы работаем с детьми, у которых возникают трудности в обучении — будь то задержка формирования навыков чтения, письма, счёта или полное отсутствие интереса к учебной деятельности. Наша задача — не просто «натаскать», а понять, в чём именно трудность, и мягко её преодолеть.

Микротоковая рефлексотерапия — ключевая методика центра

  • Микротоки активируют речевые и когнитивные зоны мозга, улучшая нейропластичность и способствуя обучению.
  • Метод безболезненный и неинвазивный: используется для восстановления функций памяти, внимания, восприятия и улучшения моторных навыков.
  • Результаты: дети начинают с легкостью запоминать информацию, улучшать навыки чтения и письма, развивают внимание и концентрацию.

Далее подключаются профильные специалисты и занятия:

Симптом есть — важно не упустить время

Оставьте свои контакты, наш специалист свяжется с вами и подскажет, как можно помочь ребёнку.
Name
Email
Phone
Имя
Телефон
Даю согласие на обработку своих персональных данных, с политикой обработки персональных данных ознакомлен.Политикой обработки
Я согласен на рекламную рассылку
Ваше обращение принято!
Совсем скоро вам перезвонят
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль