СИМПТОМ
Ребенок не сидит в 6–8 месяцев
Иногда малыши в 6 месяцев не сидят или в 8 месяцев не сидят самостоятельно — за этим может скрываться симптом нарушений развития.

Что означает, если ребёнок не сидит

Если ребенок в 6 месяцев не сидит или в 8 месяцев ребенок не сидит самостоятельно, это повод внимательно оценить моторное развитие. Умение сидеть — этап, который опирается на контроль головы, стабильность корпуса, координацию и тонус мышц. Иногда задержка — это вариант нормы (особенно у недоношенных), но также она может указывать на неврологические или ортопедические причины. Важно понять, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, и вовремя начать помощь.

Реацентр Казанский — центр междисциплинарной реабилитации для детей любого возраста. Наша ключевая методика — микротоковая рефлексотерапия в комплексе с ЛФК, массажем, нейропсихологической и остеопатической поддержкой.

Возрастные ориентиры (нормы) сидения

Ориентиры приведены для доношенных детей. Для недоношенных используйте скорректированный возраст (рассчитывается от предполагаемого срока ПДР).

Возраст Что обычно умеет ребенок
4–5 мес. Уверенно держит голову, лежа на животе опирается на предплечья, начинает переносить вес с руки на руку.
5–6 мес. «Трипод-сидение» с опорой на руки впереди корпуса, может быстро устать и заваливаться.
6–7 мес. Сидит устойчивее, опора на руки меньше; удерживает спину ровнее короткими отрезками.
7–8 мес. Сидит самостоятельно без опоры в течение длительного времени, свободно играет руками, поворачивает корпус.
8–9 мес. Свободно садится сам из положения лежа/ползания и возвращается обратно; сидение устойчивое.

Повод насторожиться:

  • к 7 месяцам — нет устойчивого сидения даже с опорой на руки;
  • к 8 месяцам — не сидит самостоятельно;
  • к 9 месяцам — не пробует самостоятельно садиться.

Почему ребенок не сидит в 6–8 месяцев: возможные причины

Неврологические факторы

  • Перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС), гипоксия/родовая травма: Влияют на тонус, координацию, темп моторного созревания.
  • Гипотонус (снижен тонус): Слабость мышц шеи/корпуса; ребенок «складывается», спина «круглая».
  • Гипертонус/дистония: Избыточное напряжение мешает держать баланс; «мостится», запрокидывает корпус.
  • ДЦП и другие органические поражения мозга: Часто сопровождаются выраженной задержкой моторных вех.
  • Зрительно-пространственные и вестибулярные трудности: Ребенку сложно «держать» линию корпуса и ориентироваться в положении сидя.

Ортопедические и соматические причины

  • Дисплазия/нестабильность тазобедренных суставов, кривошея, асимметрии таза/позвоночника.
  • Болезненность, анемия, дефицит витамина D, частые инфекции: Снижают ресурс на освоение навыка.

Сенсорные и средовые факторы

  • Недостаток «напольного» времени: Слишком много переносок, стульчиков, шезлонгов.
  • Редкое выкладывание на живот: Слабая подготовка шеи/корпуса.
  • Избыточный вес или, наоборот, длительная слабость после болезней: Навык осваивается позже.

Важно: У части детей ползание развивается раньше устойчивого сидения, и это не патология. Оцениваем всю цепочку моторных вех и динамику.

Неврологические факторы

  • Перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС), гипоксия/родовая травма: Влияют на тонус, координацию, темп моторного созревания.
  • Гипотонус (снижен тонус): Слабость мышц шеи/корпуса; ребенок «складывается», спина «круглая».
  • Гипертонус/дистония: Избыточное напряжение мешает держать баланс; «мостится», запрокидывает корпус.
  • ДЦП и другие органические поражения мозга: Часто сопровождаются выраженной задержкой моторных вех.
  • Зрительно-пространственные и вестибулярные трудности: Ребенку сложно «держать» линию корпуса и ориентироваться в положении сидя.

Ортопедические и соматические причины

  • Дисплазия/нестабильность тазобедренных суставов, кривошея, асимметрии таза/позвоночника.
  • Болезненность, анемия, дефицит витамина D, частые инфекции: Снижают ресурс на освоение навыка.

Сенсорные и средовые факторы

  • Недостаток «напольного» времени: Слишком много переносок, стульчиков, шезлонгов.
  • Редкое выкладывание на живот: Слабая подготовка шеи/корпуса.
  • Избыточный вес или, наоборот, длительная слабость после болезней: Навык осваивается позже.

Важно: У части детей ползание развивается раньше устойчивого сидения, и это не патология. Оцениваем всю цепочку моторных вех и динамику.

«Красные флаги» — когда нужно показаться специалисту срочно

  • Сильная асимметрия движений, выраженная кривошея, постоянный запрокид головы.
  • Нет переворотов к 6 мес., выраженное «заваливание» корпуса в одну сторону.
  • Упорное «мостование», запрокидывание при попытке посадить.
  • Регресс навыков (умел — перестал).
  • Длительный плач/боль при попытке изменения позы.

Обследование в Реацентре

Мы проводим комплексную оценку для детей любого возраста — составляем индивидуальный план реабилитации. 

Детский невролог

  • Неврологический статус, оценка тонуса, рефлексов, симметрии, вестибулярных реакций; разбор перинатального анамнеза и сна. При показаниях — нейросонография/МРТ, ЭЭГ, лабораторные панели.

Детский массаж и Остеопатия

  • Нормализация тонуса, укрепление мышщ, улучшение кровоснабжения.

Заболевания и состояния, на которые стоит обратить внимание

С чего начать?

Первое, что важно сделать — начать с простого разговора с профессионалами, которые умеют работать с такими детьми.


В Реацентре Казанский мы не пугаем родителей и не спешим с выводами. Мы разговариваем, наблюдаем, подмечаем нюансы. И главное — мы вместе с вами строим маршрут: что делать, чтобы помочь ребёнку начать контактировать, реагировать, общаться.


Как мы помогаем: программа реабилитации

В Реацентре мы работаем с детьми, которые не могут сидеть в 6–8 месяцев. Наша задача — не просто ускорить освоение навыка сидения, а разобраться, что мешает ребенку развивать нужные моторные навыки. Мы устраняем причины задержки — через воздействие на нейропроцессы, развитие восприятия, координации, внимания и укрепление мышечного тонуса.

Микротоковая рефлексотерапия — ключевой метод центра

Безболезненная стимуляция регуляторных сетей мозга через биологически активные точки.

Цели при задержке сидения:

  • Нормализация мышечного тонуса (снижение гипертонуса, активация при гипотонусе);
  • Улучшение межцентральной координации и постурального контроля;
  • Повышение устойчивости внимания к телесным ощущениям и вестибулярным стимулам;
  • Ускорение созревания моторных программ (удержание корпуса, баланс, свободные руки для игры).

Микротоки мы всегда сочетаем с занятиями — так навык закрепляется в реальном движении.

Массаж и остеопатическая помощь

  • Мягкое выравнивание дисбалансов, работа с фасциями и грудным отделом (часто «зажат» у детей, которые не любят живот).
  • Снятие «блоков» при кривошее/тазовых асимметриях, улучшение подвижности ребер/диафрагмы (влияет на осанку сидя).

Домашняя программа

  • Ежедневное «напольное» время на твердых поверхностях; много положения на животе.
  • Переходы через боковые опоры, игра «рука тянется к игрушке» — перенос веса и включение косых мышц живота/спины.
  • Убираем ходунки/прыгунки/ранние сидячие гаджеты: они мешают естественной последовательности развития.
  • Сессии 5–10 минут несколько раз в день, всегда заканчиваем успехом.
  • Следим за сенсорным комфортом: спокойная обстановка, мягкие ткани, отсутствие яркого мерцания и громких звуков.

Частые ситуации: короткие ответы

  • Ребенок в 6 месяцев не сидит — допустимо, если есть прогресс в удержании головы, переворотах и опоре на руки. Усиливаем «живот», тренируем опоры.
  • Ребенок не сидит в 8 месяцев (причины) — проверьте тонус, симметрию, тазобедренные суставы, сенсорные реакции. Нужно очное обследование и старт реабилитации.
  • В 8 месяцев ребенок не сидит самостоятельно — обычно показан курс микротоков + ЛФК + массаж/остеопатия с домашней программой.
  • Почему ребенок в 6 месяцев не сидит — часто из-за недостатка «напольного» времени, гипо-/гипертонуса, слабости корпуса; реже — неврологические/ортопедические причины.
  • Когда бить тревогу — нет устойчивого сидения к 8 мес. или самостоятельного сидения к 9 мес., выраженная асимметрия/регресс.

Симптом есть — важно не упустить время

Оставьте свои контакты, наш специалист свяжется с вами и подскажет, как можно помочь ребёнку.
Name
Email
Phone
Имя
Телефон
Даю согласие на обработку своих персональных данных, с политикой обработки персональных данных ознакомлен.Политикой обработки
Я согласен на рекламную рассылку
Ваше обращение принято!
Совсем скоро вам перезвонят
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль