СИМПТОМ
У ребенка не сформирована игровая деятельность
Ребенок не умеет строить башню, собирать пирамидку, простую мозаику — за этим может скрываться симптом нарушений развития.

Ребенок не играет

Игровая деятельность в раннем возрасте — это не только «развлечение». Строительство башни из кубиков, сбор пирамидки и простой мозаики — маркеры созревания тонкой и общей моторики, зрительно-пространственных функций, праксиса (навыков планирования и выполнения действий), внимания и речи.

Если ребенок не умеет собирать пирамидку, не строит башню, избегает конструкторов и сортёров, важно понять — почему и что делать.

Возрастные ориентиры (что обычно умеют дети)

Нормы ориентировочные и зависят от индивидуального темпа развития. Для недоношенных детей используем скорректированный возраст.

Возраст Манипулятивная игра и действия с предметами Конструктивные навыки
6–9 мес. Перекладывает, стучит, тянется за предметом, пытается положить «в/из» коробки
9–12 мес. Целенаправленно вкладывает/вынимает большие детали, тянется за колечком Пытается надеть 1 кольцо на штырёк с помощью взрослого
12–15 мес. Осваивает «вкладыши» (1–2 формы), подражает действиям Строит башню из 2 кубиков, надевает 2–3 кольца пирамидки
15–18 мес. Действия по образцу, сортирует крупные предметы Башня 3 кубика, пирамидка из 3–4 колец
18–24 мес. Сортировка по форме/цвету (2 категории), «монтессори-вкладыши» Башня 4–6 кубиков, пирамидка полная; простейший формборд (2–3 фигуры)
2,5–3 года Следует простой схеме, переносит правило Башня 8–10 кубиков, крупная мозаика по образцу; пазлы 2–4 эл.
3–4 года Произвольность растёт, удерживает инструкцию в 2–3 шага Построение по картинке (мостик, забор), мозаика узорами; пазлы 6–12 эл.
4–5 лет Комбинирует материалы, планирует Сложнее конструкторы, пазлы 12–20 эл., симметричные узоры
5–6 лет Осознанное планирование, самопроверка Конструирование по схеме, более мелкая мозаика, пространственные задания

Когда насторожиться: если к 2 годам ребенок не пытается надевать кольца/ставить 2–3 кубика, к 3 годам — не строит 4–6 кубиков и не повторяет образец, к 4 годам — избегает любых конструктивных игр и не удерживает простую инструкцию.

Почему игровая деятельность может быть не сформирована

Неврологические и нейропсихологические причины

  • Перинатальное поражение ЦНС (ППЦНС), последствия гипоксии/родовой травмы.
  • Гипотонус/гипертонус, ДЦП — мешают удерживать позу, стабилизировать кисть, координировать движения.
  • Диспраксия/дефицит праксиса, нарушение зрительно-пространственных функций (трудно спланировать последовательность действий).
  • СДВГ — дефицит внимания и рабочей памяти, импульсивность: «не доводит до результата».
  • РАС — трудности подражания, сенсорные особенности (неприятны фактуры, шум, свет), стереотипии вместо конструктивной игры.
  • ЗПР/ЗПРР, интеллектуальные трудности — снижена осмысленная предметная игра.
  • Нарушение зрения/зрительной агнозии, слуха — страдает точность соотнесения формы/цвета, подражание.
  • Головные боли, утомляемость, нарушения сна — быстрое истощение, отказ от заданий.

Сенсорные и средовые факторы

  • Сенсорная гипер- или гипочувствительность (фактура, шум, яркий свет мешают).
  • Недостаток «правильных» игрушек/поддержки взрослого, отсутствие показа и совместной игры.
  • Длительное экранное время, фрагментированная активность — нет тренировки произвольности.

«Красные флаги»

  • Регресс: умел — перестал (исключить неврологические причины).
  • Грубая асимметрия рук/позы, выраженные тремор/зажим.
  • Отсутствие подражания к 18–24 мес., избегание совместной игры.
  • Сильные сенсорные реакции (истерики при касании/новой одежде), само/гетероагрессия.
  • Сопутствующая задержка речи, отсутствие указательного жеста, отсутствие «как будто игры» к 3 годам.

Что будет, если не помогать ребёнку, у которого не формируется игра

Игровая деятельность — это не просто развлечение. Через игру ребёнок учится взаимодействовать с миром, понимать себя и других, развивает речь, мышление, эмоции. Когда ребёнок не играет или играет однообразно, это мешает его развитию по всем направлениям.

Если не начать вовремя помогать, со временем могут возникнуть:

  • Задержка речи — ведь речь формируется в том числе через сюжетную и ролевую игру
  • Трудности с мышлением и обучением
  • Сложности в общении с другими детьми
  • Снижение инициативности, замкнутость
  • Поведение, похожее на «отстранённость» или «равнодушие», что часто путают с чертами характера

Самостоятельно такие трудности, как правило, не исчезают. Но если начать помогать — мягко, без давления — игра может появиться и стать опорой для дальнейшего развития.

Заболевания и состояния, на которые стоит обратить внимание

С чего начать?

Первое, что важно сделать — начать с простого разговора с профессионалами, которые умеют работать с такими детьми.


В Реацентре Казанский мы не пугаем родителей и не спешим с выводами. Мы разговариваем, наблюдаем, подмечаем нюансы. И главное — мы вместе с вами строим маршрут: что делать, чтобы помочь ребёнку начать контактировать, реагировать, общаться.

Как мы помогаем: комплексная программа центра

Если у ребёнка не формируется игровая деятельность, это может быть связано с нарушениями восприятия, мышления, эмоционального развития или речевых функций. Важно не просто «учить играть», а мягко устранить барьеры, которые мешают игре появиться и развиваться.

Микротоковая рефлексотерапия — ключевая методика центра

  • Активирует зоны мозга, отвечающие за восприятие, речь, инициативу, эмоции
  • Улучшает нейропластичность — мозгу становится проще формировать новые связи
  • Помогает «включить» интерес к окружающему, запускает процесс взаимодействия

Далее подключаются профильные специалисты и занятия:

Все занятия проходят в индивидуальном темпе, без давления. Мы не принуждаем ребёнка к игре — мы создаём условия, в которых игра появляется сама.

Даже если ребёнок сейчас не играет — при правильной поддержке это можно изменить.

Быстрые ответы на частые вопросы

Ребенок не умеет собирать пирамидку — это норма?
Допустимо в 12–15 мес. Но к 18–24 мес. ребенок обычно собирает полную пирамидку. Если нет — нужна диагностика и тренировочный план.

В 2–3 года не строит башню/не повторяет образец — что делать?
Показ + пошаговая помощь, начинаем с 2–3 кубиков, переходим к 4–6. Одновременно проверяем зрение/слух, тонус, праксис, запускаем курс центра (микротоки + занятия).

Избегает мозаики, «не любит руками»
Проверьте сенсорную чувствительность, начните с крупных фишек и коротких сессий, добавьте сенсорную интеграцию и микротоки для снижения гиперреактивности.

Это «лень»?
Чаще — неумение или трудности планирования/сенсорики/внимания. При правильной помощи дети быстро осваивают недостающие шаги.

Симптом есть — важно не упустить время

Оставьте свои контакты, наш специалист свяжется с вами и подскажет, как можно помочь ребёнку.
Name
Email
Phone
Имя
Телефон
Даю согласие на обработку своих персональных данных, с политикой обработки персональных данных ознакомлен.Политикой обработки
Я согласен на рекламную рассылку
Ваше обращение принято!
Совсем скоро вам перезвонят
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль