Общее недоразвитие речи у детей: признаки, уровни, работа логопеда

ОНР или общее недоразвитие речи, представляет собой системное расстройство речевой функции, при котором возникают ошибки в формировании ее значимых и звуковых элементов, таких как фонетика, лексика и грамматика.

Если ребенок после 4-х лет не использует речь в полной мере для общения, стоит обратиться к специалисту. Определить проблему лучше всего в дошкольном возрасте и помочь ребенку научиться говорить правильно. В противном случае, в будущем ОНР может стать причиной серьезных трудностей в обучении и социальной и личностной адаптации.

Признаки ОНР у детей

Исходя из уровней общего недоразвития речи, можно выделить несколько признаков:

  1. Отсутствие речи:
    • Использование лишь звуков, первых слогов слов.
    • Ограниченный или отсутствующий активный словарный запас.
    • Использование жестов и мимики для выражения потребностей.
  2. Наличие общеупотребительных слов:
    • Ограниченное количество слов в речи.
    • Неправильное произношение слов.
    • Недостаточное понимание грамматических правил.
  3. Нарушение грамматики и фонетики:
    • Использование развернутых предложений с ошибками в грамматике.
    • Неправильное произношение слов из-за сложностей с фонетикой.
    • Трудности в понимании и использовании редких слов.
  4. Практически вариант нормы:
    • Неправильное произношение некоторых слов.
    • Нечеткая артикуляция и дикция.
    • Трудности с формированием слов с трудным слоговым составом. Отмечаются трудности при склонении слов, изменении числа. Трудности при построении рассказа.

 

Уровни общего недоразвития речи

Первый уровень. Отсутствие речи

Даже непрофессионалу видно, когда у ребенка есть проблемы с развитием речи. Малыш может издавать звуки, бормотать, произносить только первые слоги слов. Часто он общается на своем собственном языке, где одно слово может означать разные вещи.

Вместо слов ребенок использует жесты и мимику, чтобы передать свои мысли и потребности, и делает это довольно умело.

Ребенок не формирует простые предложения, а использует только два неопределенных слова, например, "гав би-би" вместо "собака на машине".

У него хорошо развит пассивный словарный запас - он понимает речь, обращенную к нему. Однако активный словарный запас беден, и ребенок испытывает трудности с произношением слов, особенно тех, которые состоят из нескольких слогов.

Второй уровень. Общеупотребительные слова

Ребенок использует слова, но их количество очень маленькое, и он произносит их неправильно. Тем не менее, начинает формироваться грамматическая связь между словами.

Ребенок искажает названия определенных предметов, используя неправильные звуки. Например, вместо "яблоко" может сказать "лябако".

Он не может описывать формы, части предметов, и не умеет их группировать (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков он произносит неправильно, не согласуя слова в простых предложениях, часто пропуская предлоги и сокращая слова из нескольких слогов.

Однако он может правильно называть предметы и действия в множественном числе, и, если попросить его рассказать, что на картинке, он сможет это сделать, хотя и с ограничениями.

Третий уровень. Нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка обширен, он говорит развернутыми предложениями, но страдает от недостатков в грамматике и фонематике.

Родители понимают ребенка, но ему трудно общаться с другими. Он может произносить изолированные звуки хорошо, но в речи это проявляется нечетко. Если какой-то звук ему трудно произнести, он заменяет его на более простой.

Малыш может строить сложные предложения, хотя иногда делает ошибки. Он не всегда может правильно произносить сложные слова и не может назвать слова, начинающиеся с определенной буквы.

Четвертый уровень. Практически норма

Недоразвитие речи не слишком заметно, но в совокупности с другими симптомами оно затрудняет учебу в школе, особенно в обучении чтению, письму, написание диктантов и изложений. Поэтому важно корректировать недоразвитие речи, хотя такие случаи встречаются редко.

Ребенок иногда неправильно произносит сложные слова, пропуская слоги или меняя местами звуки.

У него недостаточно четкая артикуляция, речь иногда невнятная, и ребенок может неправильно использовать слова из-за недопонимания их значения. Особенно это относится к характеристикам предметов (например, "высокий" — "длинный", "низкий" — "короткий").

Он имеет трудности с образованием слов с помощью суффиксов, а также в согласовании существительных и прилагательных во множественном числе.

У него развито критическое мышление: если предложить два варианта ответа, он может выбрать правильный.

 

Нужна консультация врача?

просто оставьте телефон и специалист перезвонит в течение 6 минут
КОНСУЛЬТАЦИЯ
жду звонок
Name
Email
Phone
Имя
Телефон
Даю своё согласие на законную обработку персональных данных.Правила обработки
Ваше обращение принято!
Совсем скоро вам перезвонят

ОНР может серьезно повлиять на различные аспекты жизни ребенка, включая его социальное и учебное развитие, ограничить его способность выражать свои мысли и чувства, а также затруднить его социальное взаимодействие.

Если вы заметили проблемы в речи ребенка, стоит незамедлительно обратиться за консультацией к специалисту. Ведь ранняя коррекция подобных состояний даст наибольший эффект.

Ивашечкина Ольга Геннадьевна

логопед-дефектолог

Чем поможет логопед при общем недоразвитии речи у дошкольников

Когда речь идет о лечении общего недоразвития речи (ОНР) у детей, важно понимать, что существует целый ряд методов и подходов.

Первым и одним из наиболее важных шагов является работа с логопедом. Логопедические занятия включают в себя различные упражнения, игры и методики, направленные на улучшение фонетики, лексики, грамматики и артикуляции у детей. Логопед работает индивидуально с каждым ребенком, учитывая его уникальные потребности и возможности.

Для достижения максимальных результатов в Реацентре Казанский применяется метод Микротоковой рефлексотерапии. Он основан на использовании сверхмалых импульсов импульсов для пробуждения нервных узлов и активации нейронных путей, отвечающих за развитие речи. Микротоковая рефлексотерапия может помочь улучшить артикуляцию, развить фонематический слух и улучшить связь между мозгом и мышцами, необходимую для правильного произношения звуков и слов.

Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и эффективность методов лечения может различаться в зависимости от его индивидуальных особенностей. Поэтому важно работать с квалифицированными специалистами, чтобы найти подходящие методики и программы лечения, которые будут наиболее эффективны для конкретного ребенка.

Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ)

Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения неврологических заболеваний, который использует небольшие электрические импульсы, известные как микротоки, для стимуляции определенных точек на теле и в головном мозге.

Микротоки могут активизировать нервную систему.  Это улучшает передачу сигналов между клетками головного мозга, активирует нужные участки головного мозга, улучшает связность и синхронизацию между областями мозга.

Методика эффективна при различных задержках речевого, психического, двигательного развития ребенка.



Научно обоснованно
Метод запатентован и одобрен Минздравом России. Аппарат для МТРТ является медицинским прибором и прошел сертификацию на территории РФ и ЕС
Проверенная методика
МТРТ применяется уже более 25 лет. 7000 детей ежегодно получает лечение методом МТРТ
Безболезненно и безопасно
Специалист подбирает правильный режим работы приборов, так что процедура не вызывает дискомфорта даже у малышей
ВСЕ детские неврологи и рефлексотерапевты Реацентра Казанского прошли стажировку по Микротоковой рефлексотерапии в Центральном Терапевтическом Комплексе «Реацентр».

Где могут помочь ребенку с общим недоразвитием речи в Казани?

Клиника “Реацентр” в Казани занимается реабилитацией детей с задержками развития, с неврологическими, психическими и генетическими патологиями с 2006 года. 

У нас работают квалифицированные врачи с огромным опытом реабилитации детей. Клиника имеет медицинскую лицензию на все оказываемые виды услуг и является частью крупного федерального комплекса “Реацентр”.

Наши врачи и педагоги-профессионалы своего дела

Имеют высоюку квалификацию и большой стаж работы с детьми
Валеева Гульшат Галимовна
Зав. Детским отделением неврологии и рефлексотерапии
Ахметьянова Рамзия Мугалимовна
Врач-невролог, рефлексотерапевт
Осипова Наталья Александровна
Врач-невролог, рефлексотерапевт
Садыкова Ильгамия Зиятдиновна
Врач-невролог, рефлексотерапевт
Фархутдинова Брилиант Наиловна
Врач-невролог, рефлексотерапевт
Бельдеубаева Бибигуль Кайратовна
Врач-невролог-рефлексотерапевт
Сабиров Ильнур Самигуллович
Детский психиатр
Вафина Регина Андреевна
Детский психиатр
Хисамова Альбина Вадимовна
Врач-рефлексотерапевт, нутрициолог, диетолог.
Широкова Сусанна Авраамовна
Врач функциональной диагностики, к.м.н.
Валеев Фарид Завдатович
Врач-остеопат, мануальный терапевт
Дешина Лариса Геннадьевна
Врач-остеопат
Юсупов Рафис Минниасапович
Медицинский брат по массажу
Гармаева Арюуна Магбуновна
Медицинская сестра по массажу
Братилова Елена Александровна
Медицинская сестра
Шайдуллова Фарида Фергатовна
Медицинская сестра
Березкина Ирина Михайловна
ЗАВ. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ, ПСИХОЛОГ, ДЕФЕКТОЛОГ, СПЕЦИАЛИСТ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
Газеева Алсу Фарсыевна
Логопед
Шамсутова Наиля Октябовна
Специалист по адаптивной физической культуре
Акаева Гузель Ренадовна
Логопед
Ситнова Елена Александровна
Нейропсихолог

Сколько стоит реабилитация общего недоразвития речи в Казани: цены

Стоимость лечения и реабилитации зависит от типа и тяжести нарушения, длительности и интенсивности процесса, а также индивидуальных потребностей пациента. После обследования специалисты предложат вам индивидуальный план лечения вашего ребенка. Цены на консультации специалистов и все виды процедур подробно расписаны на нашем сайте.
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль