Когда речь идет о помощи детям с неврологическими заболеваниями, особенностями развития и генетическими отклонениями, применяются термины "абилитация" и "реабилитация".
Эти два понятия часто путают между собой. Даже мы на этом сайте иногда употребляем термины некорректно, например, пишем “реабилитация детей с аутизмом”, просто потому что так более привычно для пользователей. Хотя правильно в этом случае говорить об абилитации.
Понятия абилитации и реабилитации, несмотря на свою схожесть, имеют разные цели и подходы, и их правильное понимание может сильно помочь в поддержке детей в их процессе восстановления.
Реабилитация - это восстановление функций
Реабилитация фокусируется на восстановлении утраченных навыков или функций. Это происходит после травмы, заболевания или хирургического вмешательства. Процесс реабилитации помогает детям вернуться к оптимальному уровню функционирования.
Абилитация - это развитие новых навыков
Абилитация сосредоточена на развитии новых навыков и умений у детей с особенностями в развитии. Она направлена на помощь детям в усвоении навыков, которые могут быть сложными для них из-за их состояния. Например, абилитация может включать в себя специализированные упражнения для улучшения подвижности или занятия для развития навыков самообслуживания.
Так чем отличается абилитация от реабилитации ребенка?
- Разные цели
Абилитация ориентирована на развитие новых навыков и возможностей. Это процесс, который помогает детям развивать те навыки, которых у них нет, или улучшать уже имеющиеся. А реабилитация направлена на восстановление способностей после утраты, травмы или болезни.
- Разные методы
Абилитация включает в себя разнообразные занятия, упражнения, рефлексотерапию, которые помогают детям развивать новые навыки. Реабилитация, напротив, включает в себя физическую, эрго- и речевую терапию, а также медицинские вмешательства.
- Последовательность
В большинстве случаев, реабилитация предшествует абилитации. Например, после хирургического вмешательства, дети могут пройти реабилитацию, чтобы восстановить потерянные функции, а затем перейти к абилитации для развития новых навыков. Неправильное понимание этой последовательности может сказаться на эффективности и результативности процесса восстановления.