1

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок кажется слишком активным: он не сидит на месте, перебивает, отвлекается и быстро теряет интерес к занятиям. В такие моменты возникает вопрос: это обычная черта характера или признак чего-то большего, например, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

Когда истерики становятся слишком частыми, затяжными и сопровождаются другими тревожными симптомами, стоит задуматься о консультации специалистов.


Норма или повод задуматься?

Активность — это нормально для детей, особенно в младшем возрасте. Любопытство, желание все потрогать и изучить — важная часть развития. Но когда активность выходит за рамки и мешает ребенку в обучении, общении с другими или повседневной жизни, это может быть сигналом проблемы.

1fig4kr8ovx6dv1lm4uq8mh2mfw35gsa.jpg


Сначала поговорим о норме

Признаки возрастной особенности:

  • Ребенок активен, но способен успокоиться, если его попросить.
  • Он сосредотачивается на том, что ему интересно, пусть и ненадолго.
  • При усталости или в новой обстановке его поведение становится спокойнее.

Примеры нормы:

В 2–3 года:
Ребенок легко отвлекается, переключается с одной игрушки на другую, но при этом может удерживать внимание на том, что ему интересно, например, на любимой книжке или игре.

В 4–5 лет:
Малыш много двигается, задает много вопросов, иногда перебивает, не дождавшись ответа. Но он способен выполнять простые инструкции, например, убрать игрушки или одеться по просьбе взрослого.

В 6–7 лет:
Ребенок проявляет любопытство, энергичен, может долго играть на улице. Иногда отвлекается в школе, но если ему объяснить задачу или тему интересным способом, он способен сосредоточиться на задании.

IMG_7308.jpg


А если это всё же нарушение? 

Признаки возможного нарушения:

  • Постоянная импульсивность и невозможность сосредоточиться даже на короткое время.
  • Проблемы с выполнением простых заданий — ребенок все забывает или отвлекается.
  • Повышенная возбудимость: ребенок часто перебивает, говорит или делает что-то без обдумывания.
  • Конфликты с другими детьми или взрослыми из-за агрессивного или хаотичного поведения.


Приведем конкретные примеры для разного возраста

В 2–3 года:
Ребенок постоянно находится в движении, практически не может сидеть спокойно даже 1–2 минуты. Не реагирует на просьбы, его поведение не меняется, даже если вы переключаете внимание на что-то другое.

В 4–5 лет:
Ребенок не способен усидеть на месте за столом или хотя бы 5 минут заниматься раскрашиванием или игрой. Часто забывает, что от него только что просили, перебивает и проявляет сильную импульсивность (например, хватает вещи без разрешения, выкрикивает ответы).

В 6–7 лет:
Ребенок не может следовать школьным правилам: например, ему сложно дождаться своей очереди, сосредоточиться на уроке или выполнить задание до конца. Он часто отвлекается, теряет вещи, забывает о школьных заданиях.

Если такое поведение наблюдается постоянно и в разной обстановке — дома, в школе, на прогулке — это повод задуматься и обратиться за консультацией.


Почему важно разобраться?

Многие родители надеются, что "перерастет", но в случае СДВГ без поддержки это редко происходит. Если ничего не предпринимать, гиперактивность может мешать ребенку учиться, общаться и чувствовать себя уверенно. Более того, такие дети часто сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, что может привести к низкой самооценке.

Разобраться в причинах поведения поможет специалист: невролог, нейропсихолог или психолог. Они оценят развитие ребенка, его эмоциональное состояние и подскажут, как помочь.

g37bc58mo0xkyrgv6oncd7hzbd3uu51w.jpg


Как помочь гиперактивному ребенку?

Если у ребенка действительно СДВГ или другое нарушение, важно не пытаться "сломать" его поведение, а направить его энергию в нужное русло. 

Например:

  • Регулярные занятия с психологом помогут научить ребенка управлять импульсами и сосредотачиваться.
  • Физическая активность (например, спорт) снимет лишнюю энергию и улучшит самоконтроль.
  • Специальные методы, такие как микротоковая рефлексотерапия, способны улучшить работу нервной системы, помогая ребенку лучше адаптироваться.


Когда стоит обратиться к специалисту?

Если вы замечаете, что активность ребенка мешает ему учиться, общаться или следовать правилам, лучше не откладывать визит к врачу. Чем раньше будет оказана помощь, тем проще ребенку будет адаптироваться.


Все необходимые специалисты и методики комплексной реабилитации есть в Реацентре. 

Возможно, вам будет полезно:

Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль