Учеными была разработана целая таблица по норме развития речи ребенка. Конечно, допустимы отклонения в несколько месяцев. Ведь каждый малыш уникален и развивается по своему пути.
Некоторые детки с первых месяцев гулят, другие же предпочитают говорить только при необходимости. Оба варианта являются нормой. Однако, если малыш не говорит и не произносит звуки совсем, стоит задуматься.
6 месяцев
В этот период дети начинают лепетать слогами: ма-ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба. И это первые слова малыша. Они просты для неокрепшего артикуляционного аппарата ребенка. Он их произносит не осознанно, не вкладывая смысл.
1 год
Примерно в год дети понимают обращенную речь, выполняют простые инструкции, говорят с минимальным словарным запасом. Помимо мамы и папы малыши еще называют предметы так, как он слышит и может произнести.
В это время у ребенка еще отсутствует фонематический слух, поэтому он и говорит так, как понимает. Шестимесячный лепет превращается слова: мама, баба, ляля, дай. А также начинается звукоподражание: би-би, мяу, ав. И это тоже слова в лексиконе годовалого ребенка.
К концу первого года малыш уже знает 10-20 слов. Слова у всех детей могут быть разные.
2 года
В два года дети уже вовсю разговаривают. Их словарный запас претерпевает значительные изменения. К концу второго года малыши уже знают 100-200 слов.
Они знают предметы в доме, животных, цвета. Хорошо понимают инструкции и обращенную речь. Могут строить фразы из простых предложений, объяснять, что хотят.
3-4 года
В этот период дети начинают разговаривать более полноценно. Их словарный запас значительно увеличивается - до 1500 слов. Речь еще аграмматична. Слова в предложения объединяются неуклюже.
Мышление еще привязано к визуальному восприятию. Речь ситуативна.
Фонематический слух уже развит, но многие звуки еще произносятся неправильно. Сложные звуки они либо пропускают, либо искажают.
4-5 лет
Речь ребенка уже достаточно развита. Он может легко общаться простыми предложениями. В некоторых случаях даже получается произносить шипящие. Появляется словотворчество.
Начинает формироваться ориентация на звучание слова.
Дети в этом возрасте начинают грамматически правильно строить предложения, учитывая падежи и формы слова.
Постепенно приходит связная речь.
5-7 лет
В этом возрасте дети должны научиться грамматически правильно строить предложения.
Они могут пересказать увиденное. Постепенно “встают” все звуки. К шести годам словарный запас у ребенка более 3000 слов.
Речь ребенка к семи годам похожа на речь взрослого.
Общение ребенка дошкольного возраста носит больше познавательный характер. Он больше задает вопросы. Беседы строятся вокруг бытовых тем.